4 июня 2023 года исполнилось 10 лет со дня назначения протоиерея Романа Ивановича Ковальского настоятелем Спасо-Парголовского храма г. Санкт-Петербурга.
После кончины предыдущего настоятеля храма все усердно молились, чтобы Бог даровал нам доброго пастыря и настоятеля. И Бог дал добрый ответ на молитвы прихожан нашего храма. Решение священноначалия тогда стало промыслительным и прошедшие годы убедили всех в этом.
Отдавая должное многим выдающимся достоинствам отца Романа, нельзя не вспомнить, сколь доброй нивы плодом он, является, нельзя не вспомнить его родителей и даже прародителей. Предки отца Романа были родом из Белоруссии. Подлинными православными христианами были дедушка отца Романа, Василий Давидович со своей благочестивой супругой Екатериной Гордеевной.
О том, что они были христианами на деле, мы узнаем из одного, но необыкновенно многозначительного факта — многодетные супруги Ковальские (а семье было 8 собственных и 1 приёмный ребенок) категорически отказались вступить в колхоз. Шли 40-е годы, страной еще правил И.В. Сталин, времена были суровые и голодные. В тех условиях отказ от вступления в колхоз было безусловно актом исповедничества.
Ведь здесь речь шла о жизни и смерти — сколько им угрожали выселением в холодные края, сколько, наверно, угрожали вообще сжить со света. Но самое страшное, возможно, было не это, самым тяжелым искушением были советы и укоры доброжелателей, людей, возможно, даже верующих: какой, ответ, дадите, мол, Богу, если из-за вашей принципиальности ваши дети умрут с голода. А ведь принципиальность супругов, действительно, многим могла казаться чрезмерной, потому что главной причиной невступления в колхоз Василий Давидович, по словам его сына протоиерея Ипполита, называл обязательную в колхозах работу в церковные праздники.
Сколько людей, даже из считающих себя верующими и церковными мирятся с работой, заставляющей их трудиться в праздники. А супруги Ковальские не хотели мириться с этим во времена тяжкие, когда ставкой была жизнь или смерть, потому что были истинными христианами. Они несомненно чувствовали, что тот, кто со Христом, жив и по смерти, а кто без Христа или против Христа тот мертвец и при жизни. Поэтому выбирали Христа и обычаи Церкви Христовой, чего бы это им ни стоило.
Поэтому вместо смерти им была дарована жизнь с избытком, и они стали основоположниками благородного священнического рода Ковальских, истинно благородного, потому что всякое истинное благородство от Христа происходит.
Не чудо ли, что в советское время, когда в служении священника не было ничего престижного, но оно повсеместно подвергалось поношению и посмеянию, из пяти четыре сына Василия Давидовича Ковальского избрали путь священнического служения, привлеченные внутренней красотой и величием этого подвига.
И среди них был отец нашего дорогого настоятеля протоиерей Иоанн Ковальский, человек замечательный во многих отношениях. Прежде всего ему удалось создать огромную семью, подлинно малую церковь, превзойдя даже своих родителей. Местом служения отца Иоанна было село Красное на Волге. О, это село Красное, быть может, потому так и названное, что люди оттуда выходят прекрасные. В семье отца Иоанна родилось 10 человек детей — 5 сыновей и 5 дочерей. Редкая гармония! А ведь родились они еще в советское время, когда многодетные родители были под особым вниманием. Так что чтобы иметь большую семью, в советское время нужно было идти против течения.
И не просто большую семью имел отец Иоанн, но семью, на которой почило Божие благословение. Снова, как и у его отца, четыре из пяти сыновей стали священниками, а все дочери стали матушками, супругами священников и регентами. Хотя времена изменились, и служение священника стало уважаемым в обществе, все же желающих избрать этот путь не так много, как можно было ожидать, потому что это крест, хотя и честь. Далеко не для всех женщин удобоносим и крест матушки, супруги священнослужителя.
Вот в такой подлинно христианской семье родился наш настоятель, буквально с молоком матери впитавший в себя веру и благочестие. Будучи одним из старших детей в семье, он с детства самим положением своим стал наставником и защитником для младших. Это положение приучило его к борьбе со свойственным каждому из нас эгоизмом — ведь каждый вновь рождающийся ребенок привлекает все внимание родителей, а старшие остаются как бы предоставленными самим себе, и в тоже время приучило к ответственности. Сильный юноша становился естественным защитником малых и слабых. Где бы ни был, будущий отец Роман в школе, в техникуме, в семинарии, он всегда был поддержкой тех, кто был слабее, кто нуждался в помощи.
По благословению родителей будущий отец Роман поступил и окончил архитектурно-строительный техникум, получив специальность техника-архитектора, что впоследствии очень пригодилось в его последующей деятельности как храмоздателя.
Потом была семинария, где он был старостой курса, хотя среди учащихся было немало людей, старше по возрасту.
После окончания семинарии он был направлен на служение в Архангельскую епархию, где правящим архиереем был замечательный выпускник нашей Духовной Академии, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов), к сожалению, безвременно ушедший от нас в октябре 2010 года. Он и рукоположил Романа Ковальского в сан диакона 6 декабря 1998 года, а спустя полтора года, 11 июня 2000 года в священника.
В Архангельской епархии ярко проявился талант отца Романа как храмоздателя. Ему удалось построить один из крупнейших храмов в городе Архангельске, и первый освященный в честь нашей петербургской заступницы — блаженной Ксении. На городском кладбище был создан храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», было возведено несколько часовен.
Это побудило Владыку Тихона назначить протоиерея Романа Ковальского настоятелем воссоздаваемого Михайло-Архангельского кафедрального собора в г. Архангельске. Отец Роман энергично взялся за работу над новым проектом, многое успел сделать, и его плодотворная деятельность в этом направлении продолжалась и после кончины владыки Тихона.
Возможно, святая блаженная Ксения, в память которой он создал великолепный храм, привела его в Санкт-Петербург. По благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова) отец Роман был принят в клир Санкт-Петербургской епархии. Конечно, и дядя, маститый петербургский священник, приснопамятный протоиерей Ипполит Ковальский, благоволил к тому, чтобы наша епархия получила нового, достойного служителя.
Около года отец Роман был настоятелем небольшого, но очень посещаемого храма мученицы Татианы вблизи метро Пионерская, а с 4 июня 2013 года стал настоятелем одного из самых известных храмов нашего города — Спасо-Парголовского.
Трудно перечислить все, что было сделано под руководством отца Романа в нашем храме: создан крестильный храм в честь Михаила Архангела и Небесных Сил в крипте храма, достроено прекрасное здание Воскресной школы, открыты новые направления деятельности прихода, реорганизован учебный процесс в средней школе, появились группы дневного пребывания для малышей, перестроен и существенно расширен церковный дом, преобразился интерьер храма, по представлению отца настоятеля были рукоположены новые священнослужители.
Большой заслугой протоиерея Романа стало строительство храма в честь Санкт-Петербургских святых на месте захоронения жертв политических репрессий — Левашовской пустоши. Строительство храма в Левашовской пустоши в течение десятилетий было камнем преткновения, и только отцу Роману удалось этот камень убрать, а храм построить и создать в нём полноценную приходскую жизнь, что казалось и было настоящим чудом.
Не случайно, именно отцу Роману было поручено другое многотрудное послушание — быть ключарём Исаакиевского собора, который является сердцем нашего города и национальной святыней. Стараниями ключаря собора была оживлена богослужебная жизнь, созданы детский и молодежный хоры Исаакиевского собора, организована Воскресная школа, активизировалось взаимодействие прихода собора и музейного руководства.
Все мы молитвенно желаем нашему дорогому настоятелю Божией помощи, мира, здравия, душевных и телесных сил и многих лет!
Артемий Гилянов