Преполовение Пятидесятницы

В среду 4-й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы.

Преполовение празднуется 8 дней; начиная от среды 4-й и кончая средой 5-й седмицы, когда празднуется Отдание (последний день попразднства, окончание) праздника Преполовения.

В богослужении этого праздника все время говорится о воде: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами…».

Церковное предание связывает этот ветхозаветный праздник с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна.

Спаситель вошел в Иерусалимский храм и произнес проповедь, в которой говорил о Себе как о Мессии, в день, когда евреи отмечали Преполовение ветхозаветного праздника Кущей. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, установленный в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне (народ во время этого праздника поселялся в кущах, шалашах из древесных ветвей). Праздник Кущей тоже имел преполовение, т.е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей.

Он продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Последний, восьмой день ветхозаветного праздника Кущей сопровождался следующим обрядом: при многочисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому, у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуия, шесть псалмов. Этим обрядом вспоминалось чудесное напоение евреев в пустыне водою, добытую Моисеем из скалы.

Указывая на этот обряд как на преобразование, Иисус Христос называл Себя источником истинной воды жизни. Христос в своей проповеди учил, что верующий в Него, наполнившись от Него истинною водою жизни, сам сделается благодатным сосудом, из которого в изобилии изойдут потоки различных даров Духа Божия. «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» – сказал Иисус в своей проповеди. На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения.

В песнопениях Преполовения прославляются Воскресение Христово и напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа.

На иконе «Преполовение» изображен юный Иисус Христос, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому.

Тропарь Преполовения, глас 8:

Преполовившуся празднику,/ жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ яко всем, Спасе, возопил еси:/ жаждай да грядет ко Мне и да пиет.// Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак Преполовения, глас 4:

Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.