Патриарх Тихон

9 октября —
ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (БЕЛАВИНА),
ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

По инициативе святителя Тихона было установлено совершать празднество Всем Святым, в земли Российстей просиявшим. Он, возглавивший сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, сам сегодня в центре чаяний и надежд народа, возносящего молитвы отечественным святым о своем земном отечестве.

Он стал первым Патриархом Всероссийским после 200-летнего синодального периода. И вот, большинством голосов было выбрано три кандидата-архиерея: Антоний Храповицкий, архиепископ Харьковский, Арсений Стадницкий, архиепископ Новгородский, и Тихон Беллавин, митрополит Московский. Первого называли самым умным, второго – самым строгим, а смиренного Тихона – самым добрым.
И когда 5 ноября, по церковному стилю, 1917 г. иеросхимонах Алексий из Зосимовой пустыни после долгой молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери в Храме Христа Спасителя вынул жребий Патриаршего служения, то оказалось, что он пал на «самого доброго».

Владыка Антоний Храповицкий – впоследствии, в кругу близких ему людей, по словам некоторых свидетелей, признавался, что он, сделавшись Патриархом, занял бы более жесткую позицию, которая могла бы привести к более крутым ответным мерам со стороны большевиков по отношению к Церкви, чреватым для нее гибельными последствиями.

Сделавшись Патриархом в лихое время гонений, он говорил, что именно в это тяжелое и страшное время, когда идет братоубийственная бойня, мы должны в первую очередь исполнить заповедь о любви к врагам, что не должно быть ненависти и мщения. Он обличал новую богоборческую власть. Но, жалея народ Божий и молясь за него, он молился и о спасении душ гонителей. Он молился за всех – и за младенцев, которые лишены крещения, и за старцев, лишенных христианского напутствия и погребения, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, поскольку нет Таинства Брака, за весь народ Божий, лишенный спасительных церковных Таинств, и самое главное – Причастия. И в конце этой молитвы за народ он присовокупляет и прошение за гонителей, которые все это натворили, чтобы Господь не погубил их окончательно, но чтобы, если возможно, обратил их к Себе, чтобы они остаток дней провели в истинном покаянии.

Во время «домашнего ареста» святителя Тихона в Донском монастыре две девушки, чекистки, сменявшие друг друга, были приставлены от ГПУ для наблюдения за святителем Тихоном. Они должны были следить, чтобы он «соблюдал дисциплину» и не нарушал правил пребывания под стражей. Одна из них была из дворян, а другая – из простых. Так вот, та, что из простых, спрашивает у своей подруги: «Почему он с такой добротой и сердечностью к нам относится? Ведь мы его враги». А та ей объясняет: «Это он исполняет евангельскую заповедь о любви к врагам».

Новомученики и исповедники Церкви Русской со святителем Тихоном во главе – носители той заповеданной всем христианам любви, которая обладает чудотворной силой обращать врагов и даже богоборцев в почитателей имени Христова.

(Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря)